Запорожцам удалось отреставрировать уникальные казацкие корабли

Реставрация недавно поднятых со дна Днепра и Десны казацких суден окончена. Корабли, которые восстанавливали более 5 лет, готовы выставить в музее.

Уникальные казацкие судна – дюбель-шлюпка и байдака, датируются 1735-1739 годами.  Корабль байдак обнаружили на дне Десны в 2010 году. Тогда же из Черниговской области судно транспортировали в Запорожье. Шлюпку обнаружили «на родине», на дне запорожского Днепра в 2007 год. С тех пор находки хранились на территории национального заповедника «Хортица».

Сложность в реставрации суден заключалась в том, что чертежей древних лодок не осталось. Фактически мастера, которые занимались восстановлением шлюпки и байдака, делали это вслепую с остатками обшивки кораблей.

Кроме того, подобным экспонатам, которые пролежали на дне реки около 300 лет, необходим особый климатический режим. А запорожские умельцы восстанавливали реликвии в ангаре, сделанном из металла. Специалисты вспоминают, как летом температура воздуха в этом помещении прогревалась до +40, а зимой и рабочих, и лодки доставал сильнейший холод. Хотя такие перепады температуры недопустимы, и судна должны были храниться при температуре +17-20 градусов.

Сейчас же работы по восстановлению, которые проводились при поддержке Посольского фонда США,   выделившего грант в десятки тысяч долларов, уже завершены. И руководство заповедника «Хортица» уже готово выставить корабли как экспонаты, но только делать это негде. Заповеднику не хватает музея, а средств на его строительство попросту нет.

А тем временем своего звездного часа ожидает еще одно судно – 20-метровая бригантина, поднятая со дна Днепра еще в далеком 2004 году. На восстановление этого судна требуется до 500 тысяч долларов и  свободный ангар. Тот, в котором находятся шхуны, места  нет.

Справка «Мрии»:

dubelДюбель-шлюпка — небольшое парусно-гребное военное судно в русском флоте XVIII века, предназначенное для действий на реках, в лиманах и вблизи побережья морей. Схожие по конструкции и функционалу с чайкой, шлюпки были предшественниками канонерских лодок и выполняли те же функции, а также десантно-транспортные задачи, служили посыльными судами.

baydakБайдак —  речное плоскодонное одномачтовое деревянное судно. Байдак являлся речным судном, имевшим распространение на Днепре и его притоках. Такие суда, но меньших размеров, встречались и в закавказье. Байдаки ходили на вёслах, под парусом или буксировались с берега, например,бурлаками. В XVI—XVIII веках запорожские казаки использовали их как лёгкие военные суда для выхода в море.

Фото: Репортер, «Хортица», соцсети. 

Останні новини
Схожі новини